Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Юго-Восточный административный округ

Уважаемые родители!

"Первый раз в пятый класс"

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Возраст пятиклассника принято считать подростковым. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребёнка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем этот возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.

На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами: неустойчивостью эмоциональной сферы, особенностями ВНД, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Содержание психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».

Важнейшим содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своём телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростка самооценки и уважения.

Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков является чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Ситуация развития подростка предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своём развитии и поведении от общепринятой нормы, получает «статус трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением.

Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей – это взаимоотношения с родителями, учителями, одноклассниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!

  • Помните, что главное условие успешности любого ребенка – это безусловное его принятие, когда родители полюбят своего ребенка таким какой он есть (со всеми его достоинствами и недостатками), готовы принять, простить и поддержать его, несмотря на его ошибки и неудачи.

Вселяйте в ребенка уверенность, что все проблемы решаемы, все трудности преодолимы. А чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо лишь желание и продуктивные целесообразные действия.

  • Недопустимы физические наказания ребенка, психологическое давление со стороны взрослых, критика в адрес подростка, особенно в присутствии других людей. Замечания лучше делать наедине в тактичной форме, а хвалить в присутствии других людей.
  • Не стесняйтесь заслуженно хвалить ребенка, и не только за учебные успехи. Поощряйте его за проявленную активность, самостоятельность, целеустремленность, уважительное отношение к окружающим, волевые действия, направленные на преодоление трудностей, неудач.
  • Чаще воодушевляйте его при трудностях:

«Я верю в тебя!»

«Ошибки и неудачи – это тоже полезный жизненный опят. Теперь ты точно знаешь, как не следует поступать… »

«Все пройдет, пройдет и это…»

«Я уверена, что у тебя все получится, если ты возьмешь себя в руки и попробуешь выполните это задание еще раз».

  • Формируйте адекватную положительную самооценку подростка. Важно, чтобы ребенок знал  о своих достоинствах и недостатках, но в целом к себе как к личности относился положительно. Учите школьника правильно рассчитывать свои возможности, ставить реальные на данный момент цели, учитывать в своих действиях опыт прошлых ошибок.
  • Учитывайте особенности темперамента вашего ребенка.
  • Поддерживайте интерес ребенка к тому, что преподают в школе. Узнайте, что интересует вашего ребенка. Постарайтесь связать интересы вашего ребенка с изучаемым учебным материалом.
  • Демонстрируйте интерес к школьным знаниям. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их за него.
  • Излишне не опекайте подростка, лучше предоставьте ему самостоятельность в учебной, трудовой и творческой деятельности, при этом организовав обоснованный контроль за его деятельностью.
  • Установите вместе с ребенком специальное время для выполнения домашних заданий, посещения кружков, спортивных секций, игр и развлечений. Это поможет формировать у подростка организованность, дисциплинированность, ответственность.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  • Постарайтесь познакомиться с одноклассниками, друзьями своего ребенка. Создайте возможность для комфортного общения ребят после школы. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых они сообщают вам, используйте эти сведения при дальнейших разговорах с подростками.
  • Регулярно беседуйте с учителями ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.