В какой стране мира появилось первое метро? В каком городе? Когда в Москве появилось метро? Почему это произошло позже, чем в других европейских столицах? Чем Московский метрополитен отличается от всех других? Почему некоторые станции метро похожи на дворцы? На эти и многие другие вопросы и ученики, и их родители 4«Д» класса теперь знают ответ. Мы объединяемся в семейные команды, или группа детей «против» группы родителей.
Особое впечатление и на ребят, и на взрослых произвел тот факт, что московский метрополитен строился и в годы Великой Отечественной войны. До слез тронула история о великом человеке – мозаичисте Владимире Александровиче Фролове. В блокадном Ленинграде в условиях лишений и голода Мастер совершил свой бессмертный подвиг – создал потрясающие жизнеутверждающие мозаики. Эти шедевры были по дороге жизни перевезены в столицу. Сегодня можно любоваться ими на станции Новокузнецкая. Мы с восхищением рассматривали работы художника, отгадывали, как могла бы назваться та или иная мозаика, потом сверяли с оригинальными названиями. Ребята придумывали вопросы на внимание для команд-соперниц. Оказалось, что красота произведений искусства замечательно развивает внимание. Ни одна мелочь не была упущена острым взглядом наших ребят. Ведь победить и прослыть самым внимательным в классе хочется всем! Родители также были увлечены прохождением квеста. У мемориальной доски, посвященной В.А. Флорову, наша команда остановилась с особым чувством гордости и признательности потрясающему человеку.
Изучение мозаик московского метро мы продолжили в следующий раз на станциях Маяковская, Белорусская. Комсомольская (кольцевая) заслуживает отдельного рассказа. Перед новым походом в подземку мы подготовили рассказы о выдающихся российских полководцах. Вместе с родителями ребята увлеченно изучали разные материалы, искали информацию в книгах и интернет-ресурсах. Представшие перед нами мозаики «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Взятие Рейхстага», «Триумф Победы» рассказали нам о подвиге русского воина, русского солдата.
Панно – это тоже интересный персонаж. Мы узнали про жизнь этих мозаик, как они задумывались и как менялись, как одни сюжеты трансформировались в другие. Ребята и родители были удивлены, что из маленького наброска, который умещается на ладони, рождается огромное девятиметровое панно из разноцветных кусочков смальты (триста тысяч деталей в каждой мозаике)! Мы теперь знакомы с именем автора работ. Это Павел Дмитриевич Корин.
Московское метро удивляет нас своей многогранностью и неповторимостью. Не оставила нас равнодушными и выставка исторического костюма, которая на несколько дней спустилась в подземку. Особый шарм царских платьев просто околдовал и мам, и девочек!
- Что больше всего запомнилось на наших экскурсиях? – такой вопрос Федотов Миша задал свои одноклассникам и их родителям.
- Меня впечатлила история Аркадия Гидрата, чемпиона Москвы по прыжкам в высоту. Его мы видим в скульптуре юноши с книгой (метро площадь революции). В самом начале Великой Отечественной войны он отправился добровольцем на фронт. Долго считался пропавшим без вести. Только в наши дни поисковики нашли останки этого героя, погибшего на Синявских высотах. Аркадий Гидрат защищал Ленинград, - рассказала Карелина Ксюша.
- Каждый наш поход – это знакомство с историей нашей страны, отраженной на разных станциях. Метро – бомбоубежище, перинатальный центр в годы войны. Метро – произведение искусства. Надо только внимательно смотреть по сторонам! Оказывается, можно много чего узнать и увидеть! – поделилась впечатлением семья Кидямкина Артёма.
- Древние окаменелости на станции Арбатская мне очень понравились, - сказал Касянчик Даня.
- А я своим родственникам и знакомым теперь рассказываю сама об интересных местах в метро, - с гордостью поведала Полухина Катя.
Наши маленькие открытия и для детей, и для взрослых стали доброй традицией, а Даниил Касянчик и Миша Федотов проводят виртуальные экскурсии для ребят из младших классов.
Всё вышесказанное – это только малая часть удивительного мира московского метро. А вы с нами?